1-5 ответы

1) Основные этапы развития экономической теории.


Экономическая наука имеет длительную и богатую историю.  Людям всегда были небезразличны процессы прямо или косвенно влияющие на их благосостояние

Рассмотрим самые основные этапы развития науки;
1) -XV век,распространился в 16-17 вв,- называется - Меркантилизм
Основные черты : Деньги абсолютная форма богатства.Богатство увеличивается в результате внешней торговли. Обмен должен носить не эквивалентных характер. Активное вмешательство государства в экономику.
Представители Т. Мэн и Кольбер

Этапы мяркантилизмазма
1 этап- МОНЕТАРИЗМ -теория денежно­го Салапса.Регулирование ден.обращ.
2 этап -Теория торгового баланса за счет продажи готовых изделий своей страны и посредническ. торговля

2) ФИЗИОКРАТИЗМ 17-18 вв. - Исследование школы -сельс.хозяйство, богатство -товар, созданный в нем, чистый и прибавочный продукт -избыток сельх.продукции, издержки -это з/плата наемных рабочих. Капитал делят на 2 части : основной и оборотный. Впервые вводятся определение -воспроизводство. Делится на 3 класса : класс фермеров, класс промышл-ков ,эемел. собственники

3) Классическая школа. 1 треть 17 века Представители А.Смит, Д Риккардо Основные положения школы: Богатство- матер. производство, действуют рыночные законы, основоположники трудовой теории стоимости., производительный труд - создает стоимость и на покупку которого затрачивается капитал, а непроизводительный - стоимость не создается и оплачивается из дохода.;

4) Критическая школа 18-19 вв. Направления : 1. Экон, романтизм
классической школы 2. Истор. школа политэкономии в Германии -критика, класс.школы .

5) Маржинализм 19-20вв. Общие черты -
1 индивидуализм и психологизм;
2 Проблемы микроэкономики;
3 Иссл. поверхностные формы экон. жизни.
4 Вводят собственные категории: хоз. благо, ценность, полезность, добавочная стоимость.
  А. Курно рассматривает предельный доход, пред издержки; Г.Госсен рассма -ет второй закона — закон убывающей пред. подезности направления:
1. Австрийская школа - Менгер, Ф.Визер-теория предельной полезности.
2. Лозанская школа , В.Парето, в экон. теор. вводится оптимум -Парето- эффекгивность.
3. Кембриджская школа

6) Неоклассицизм -синтез классической школы и маржинализма,
 Маршал создал современную теорию рынка (микроэкономический анализ)

7) Институционализм 19-20 вв.
направления
1. социально-психологи­ческий инс-лизм, представитель Т.Веблен. Институт -психология коллектива.
2. социально -правовой инстит-лизм, Дж.Коммонс, институт юр. отношений и правые нормы.
3. коньюктурно-статическнй инст-лизм, У. Митчелл, институт —деловой цикл, выделяет краткосрочные циклы

8) КЕЙСИАНСТВО 20 век., предст.Дж.М.Кейнс является основателем научного макроэконом. анализа., вводит в анализ агрегаты.
Причина нарушения в экономике - снижение совокупного эффективного спроса.
Причина снижения
1 -действие псих.закона общества
2 МРС-предельная склонность потребления. Он создает теорию мультипликатора

9)   Либерализм (неолиберализм)
20 вв., предст. В. Ойкен рассматривает идеальный тип хозяйства. Экономика стран определяется национальными и региональными особенностями.



2) Проблема экономического выбора 


Проблема заключается в том, как решить проблему ограниченности возможностей. Проблема возникает из-за того, что потребности общества безграничны а экон. ресурсы -ограничены. Потребности-объективные экон. интересы, прошедшие через волю и сознание человека.
Классификация их
1 физиологические
2 Потребности в безопасности
3 Социал потребности
4 Потребности в самовыражении
5 Эстетические потребности
Экономические потребности - это недостатки чего-либо дня поддержания жизнедеятельности и развит. личности, фирмы и общества в целом. Для получения эконом. благ нужны дополнительные средства (эконом.ресурсы).
Абсолютное, ограничение ресурсов - это выбор наилучшего варианта использования ресурсов - достижение макс. результата при миним. затратах.
Для эффективного использования ресурсов необходимо достигать полной занятости и полного объема производства.
Полная занятость - это использование всех природных ресурсов, а полный объем производства - это максимальный объем произв. при данной технологии и полной занятости всех ресурсов.
Условия - эффективность, неизменная технология, постоянное количество и качество ресурсов. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска.Закон возрастающих альтернативных издержек:Альтер. Издержки увеличиваются по мере перемещения ресурсов из одной отрасли в др. Следует производить товар альт. издержки которых минимальны


3)Понятие Экономической системы: ее элементы и типы


Эк. система -это определенная форма организации общественного производства, которая основана на единстве 3 элементов:
1.факторы производства
2.производственные отношения
3.конкретный хозяйственный механизм
1.Факторы производства- это то, что необходимо для создания товара:
1.рабочая сила- деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ.
2.природные ресурсы - это элементы при­роды, которые используются в производ. сфере для удовлетворения потребностей.
 Классификация пр. ресурсов:
1. по степени изученности - различают потенциальные и используемые
2. по способности к возобновлению - возобновляемые и не возобновляемые
3. возможности использования - минерал., энергет., водные, биологические, инвестиционный товар, капитальные.
 Виды капитала:
-Первые исторические виды капитала
-Вид деятельности, в какой сфере он используется (промышленный капитал, торговый, финансовый)
-формы пром. капитала: (денежный; производ,товарный)
-Назначение производительного капитала: основной и вспомогательный 2.Производственные отношения - это отношения между субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления производимого продукта и факторов производства.
Основные соц.-эконом, отношения являют­ся отношения собственности
 Различают 2 вида собственности:
1. собственность, как юр. категория, она выражает имуществ. отношения между людьми, регулируются норматив, актами.
2. собственность, как эконом, категория, характеризует объект, эконом . отношения между субъектами хозяйства, по поводу присвоения факторов производства и произ. продукта.
формы собственности - это вид собствен., которая по признаку субъекта собствен­ности делится : государственная , частная, индивидуальная, коллективная, смешанная, собст-ть обществ, организаций.
Эконом.система функционирует как воспроизводтвенный процесс,при этом вкл. 4 основные стадии; производство, распределение, обмен, потребление. Классификация экономических систем:
1. традиционная экон. система - форма собственности общинная, способ удовлетворения основан на традициях и обычаях
2. административно - командная: государственная собственностъ, жесткое планирование, директивное распределение ресурсов, гос. монополизм;
3. рыночная экономика: чистый капитализм; частная собственность; конкуренция; свобода предпринимательства; личный интерес; рыночное ценообразование; невмешательство государства в экономику; современный капитализм
4. смешанная экономика - виды
-1. ЭТО ситуация, когда форма собств. государств., а форма принятия решений рыночная
-2. форма собст. - частная, а механизм принятия решений централизованный ;
5. Трансформационная экономика



4) Характеристика рыночной системы хозяйствования.


Рынок - в узком смысле - это совокуп­ность отношения в сфере обмена посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг и происходит признание затрат на производство этих товаров и услуг общественно необходимым. В шир. смысле - это эконом.система для которой характерно наличие разнообразных форм собственности, а хозяйств. механизм функционирует на основе объективных рыноч. законов и реализующей роли государства.
Причины возникновения и развития рынка:
1.  Обязательное условие -появление товарного производства вследствие разделения труда, появления частной собственности, эконом. обособленности товаропроизводителей и купля-продажа товаров.;
2.  конкуренция;
3.  наличие различных форм собственности
4.  свобода предприн.деят-ти;
5.  создание развитой системы рыночной инфраструктуры;
6.  рын.система ценообразования
Функции рынка:
1.  Информационная функция
2.  посредническая
3.  ценообразующая
4.  регулирующая
5.  санирующая
Классификация рынка.
1 - территор. охват —местный, региональный, национальный
2 - по отраслям -нефть,газ и т.д.
3 - эконом. назначение объекта рынка - рынок потребителей товаров и услуг, рынок пром.назвачения, рынок труда, сырьевой рынок, финансовый, инфор-ный
4 - по характеру продаж -оптовый, розничный рынок
5 - характер конечного использования - краткосрочного и долговременного пользования
6 - форма осуществ. обмена - с личным контактом и безналичным
7 - принцип формирования цен - заранее устанавливаются или формируются в процессе
8 - по степени ограничения конкуренции - рынок совершенной и несовершенной конкуренции
Черты рынка совершенной конкуренции:
1 - множество продавцов и покупателей
2 - на рынке стандартизир. товары;
3 - свободных вход н выход с рынка;
4 - одинаковая информация о рынке;
5 - только ценовая конкуренция.
Черты рынка несовершен. конкуренции: - монополистический рынок.
Черты : 1 продавец данного товара, товар уникальный, высока степень контроля над ценой и сбытом, существование барьеров для выхода на данный рынок, практически нет конкуренции.
Олигополистический рынок — черты — 20 крупных производителей, товар как стандартизированвый или модификации различны, высокая степень контроля над ценой, барьер для выхода на данный рынок, применяются следующие схемы конкурентной борьбы -тайный сговор,лидерство в ценах.
Рынок монополистический - черты - производителей много, товар цифференцирован, низкая степень контроля над ценой, нет крупных Барьеров, одновременно и ценовая конкуренция
Особенности современного рынка:
1. Насыщен всеми необходимыми товарами к услугами
2. Экономика имеет гибкое адаптивное производство.
3. Меняются целевые функции фирм
5. Регулярная конкуренция
Положительные стороны современного рынка:
- более эффективное распределение и использование экономических ресурсов
- быстрая реакция на изменение условий спроса и предложения
- стимулирование максимального использования научно-технического
прогресса
- повышение качества продукции
- снижение издержек
Отрицательные стороны современного рынка:
- рыночная система недостаточно стабильна
- рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды
- не способствует сохранению природных ресурсов
- ие имеет стимулов для производства продукции общественного пользования
- пораждает значительную дифференциацию доходов.
Законы рынка.
I Закон конкурентной борьбы
Конкуренция - это столкновение в результате каких-либо действий. конку-ия между производителями, потреби-елями или теми и другими.
Существует 3 типа конкур. поведения фирм:
1. креативный — все мероприятие направл. на создание новых компонентов рыночных отношений.
2. приспособленческий -копирование в возможно сжатые сроки в достижении соперника
3. гарантирующий- стабилизация за счет повышениа качества продукции, изменен. ссортимента и доп. услуги.
Виды фирм: лидеры 40%, претинденты на лидерство 30 %,ведомые 20%(доли рынка), новички 10%.
Конкурентная стратегия - это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы,направленная на достижение конечных целей мероприятия.
Методы конкурентной борьбы
1 - ценовая конкуренция - соперничество за получение доп.прибыли на основе снижения издержек и реализации продукции, снижения цен без измен. ассортимента и качества;
2 - неценовые методы -изменение свойств продукции, придание качеств. новых свойств.
3 - создание новой продукции для удовл. потреб. на существ. рынке;
4 - создание новой продукции для удовл. тех же потребностей;
5 - изменение свойств продукхции;
6 - совершенствование услуг, сопутств. товаров.
Регулирование конкуренции включ:
1. Метод норм.-ориентир. регулирования
2. Методы админ. или законодательного регулирования.
Цели регулирования:
1. противодействие недобросовестной конкуренции
2. противодействие монополистической. практике фирм
3. противодействие монополизации экономики.
Методы нечестной конкуренции:
1 - некорректное сравнение в ходе рекламы.
2 - предоставление ложных сведений;
3 - самовольное использование товарного знака наименований и т.д.;
4 - преобретение коммерческой тайны
5 - введение в заблуждение потребителей относительно качества потребит. свойств товара.
2. 3акон спроса и предложения.
3. Закон денежного обращения
М=Q*P/V I


5) Спрос и предложение: Сущность

Факторы влияющие на них, Виды эластичности

Спрос-это желание и возможность потребителя приобрести товар по определенной цене в определенном месте и в определенное время.
Различают:
1. Индивидуальный спрос - потребность покупателя, выраженная в определенной форме,
2. Совокупный спрос - платежеспособная потребность общества в целом.
3. Рыночный спрос - определяется путем суммирования величин спроса предъявлен каждым потребителем при разных ценах.
Факторы, влияющие на спрос:
1) Ценовые. Цена данного товара: Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость: Q=f (Р) Обрат. зависимость опред. след. причинами:
1.снижение цены увеличивает число покупателей (эффект замещения 2.снижение цен расширяет покупательную способность потребителей (эффект дохода)
3.насыщение рынка приводит к снижению полезности дополн. единицы продукта, поэтому покупатели готовы приобрести доп. единицу товаров, только по более низкой цене (закон убывающей предельной полезности).
Закон спроса не действует:
1. При ажиотажном спросе.
2. Для некоторых редких и доро­гостоящих товаров, которые явл. средством вложения денег.
3. При переключении спроса
2) Неценовые факторы.
Доход потребителей, Число покупателей, Размер рынка, Ожидание потребителей, Налогообложение, Изменение в полезности вещи для потребителей, Измерение во вкусах, привычках, моде, Изменение в окружающей среде, Экономическая политика правительства,Спрос и цены на сопряженные товары Qд = а - Ь х Р, где аиЬ - изменение неценовых факторов. При изменении величины "а" происходит сдвиг кривой спроса, при "b" — меняется наклон кривой.
Различают следующие формы спроса:
1. ажиотажный спрос
2. полноценный спрос
3. нерегулярный спрос
4. падающий спрос
5. отрицательный спрос
6. скрытый спрос
7. нерациональный спрос.
Предложение - эго совокупность товаров и услуг, которые производитель готов предложить на рынке по опред. цене и в оцред. время.
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара, предлагаемых фирмами к продаже на рынке. Прямая связь объясняется действием закона убывающей производительн. факторов производства (закон убывающей отдачи).
На изменение величины предложения влияют следующие факторы:
1. ценовые Qs=f(P)
2. неценовые: доходы потребителей, цены на ресурсы, число продавцов, цены на товары- заменители, технология и др













Qs=а+b*P. где а и Ъ отражает изменение не ценовых факторов предложения.
При изменении величины "а" происходит сдвиг кривой предложения.
При изменении величины "b" изменяется наклон кривой
Цена равновесия -значение цены, когда Q предложения равен Q спроса
Цена равновесия совмещает интересы покупателя и производителя данного товара, поддерживает сбалансированное состояние рынка до тех пор, пока не возникнает дефицит или избыток данного товара.
Эластичность сароса и предложения
Эластичность спроса по цене — это степень реакции потребителей в ответ на нзмеиеаие цены.
E=(Q2-Q1)/(Q2+Ql):(Р2-Р1)/(Р2+Р1)/2
В связи с этим различают следующие виды эластичности:
1. Абсолютно неэластичный спрос













2. Абсолютно эластичный спрос













Отностительно не эластичный спрос - % изменение в цене больше, чем изменение в спросе













Относительно эластичный спрос: % изменение в цене меньше, чем % изменение в спросе













Единичная эластичность: % изменение в цене = % изменению в спросе.













Перекрестная эластичность показывает степень изменения в кол-ве покупаемого товара в ответ на изменение цены на другой товар
= изм. в спросе Та, % / изм. в спросе Тв, %
Факторы влияющие на эл-сть спроса
1. Наличие взаимозаменяющих тов-в
2. Размер дохода потребителя
3. Уд. вес товара в бюджете потребителя
4. Ожидание потребителя
5. Код-во тов-в
6. Тов-ры комплименты.
7. Товары независимые
8. Тов-ы субституты.
Эластичность спроса по доходу - степень санкции спроса в ответ на изменение дохода. Эластичность спроса по доходу зависит от вида товаров.
Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса, для товаров низшего качества повышение дохода вызывает понижение спроса
Эластичность предложения по цене - степень реакции производителей в ответ на изменение цены товара,
(Q2-Q1)/(Q2+Q1):(Р2-Р1)/(Р2+Р1)/2
Факторы, влияющие на эластичность предложения
1. структура издержек на разных предприятиях
2. степень загрузки производственных мощностей
3. наличие свободной раб силы
4. быстрота переливания капитала из отрасли в отрасль
5. Фактор времени
Виды эластичности предложения:
1 - Неэластичный
2 - Относительно неэластичный
3 - Эластичный
4 - Абсолютно эластичная

Комментариев нет:

Отправить комментарий