56-60 ответы

56) Лидерство, основной теории, управленческая решетка; ситуационная модель рукаводства Херси и Бланшера


Лидерство - это способность влиять на человека и группу людей, чтобы они работали для достижения цели. Лидерами как рождаются, так и становятся. Основные отличия лидера от менеджера.











Выдел-т 3 осн группы теорий лидерства:
1. подход к лид-ву с позиц личных кач-в;
2. поведенческий подход;
3. ситуационный подход.
1.  подход с позиции личных качеств. Руководство, лидерство стало объектом исследований в начале 20в с развитием науки управления, но только в 50-е годы появились первые теоретич-е разработки. Некот-е из этих качеств: 1. уровень интеллекта и знаний; 2. инициативность;  3. уровень образования. Дальнейшие исследования показали, что не существует такого набора личных качеств, которые присутсвуют у всех эффективных лидеров,
2. поведенческий подход. Этот подход разработал стили руководства. Стили делят:                   1. автократичный; 2. демократичный; 3. либеральный.
 Автократичный - руководитель навязывает свою волю исполнителю, пользуясь более низким уровнем своих подчиненных. Этот стиль не стимулирует инициативу у подчиненных, она часто даже наказуема.
Демократичный стиль стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, с участием исполнителей. Рук-ль в отношении подчиненных предельно вежлив, делегирует им задачи, доверяет, он требователен, но справедлив.
Руководитель с либеральным стилем. Подчиненному дается полная свобода в определении своих целей, задач и контроль за их исполнением. Либо руководство характеризуется минимальным участием руководителя в управлении.
Управленческое решение разработана Блейком и Моутоном и в ней 5 стилей руководства.
 1.1 "страх перед бедностью” Руководитель мало заботится о людях и производстве. Результаты невысокие, min усилий для выполнения лишь самой необходимой работы. Бездарный стиль.
1.9 “ Дом отдыха”. Минимальная забота о производстве и максим-ая забота о людях. Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками.
9.9 “Коллективное управление”. Высокий уровень заботы о производстве и людях. Прогрессивный стиль.
9.1 ’’Режим подчинения руководителю” Максимум внимания производству и минимум людям. Приоритет отдается максимально производственным результатам. Жесткий стиль.
5.5 «Организационное управление» руководитель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень производ-х результатов и удовлетворительный моральный настрой, “Золотая середина”.
3. ситуационный подход. Предусматривает 4 модели рук-ва:
1. модель рук-ва Филлера;
2. подход Митчела-Хауса «путь-цель»;
3. Наиболее удачная модель Херси-Бланшера
4. модель принятия решений Врума-Йеттона.
Херси Бланшер разработали ситуационную теорию лидерства, согласно которой стиль руководства зависит от зрелости «исполнителя». Зрелость подразум-ет способность исполнителя нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть рез-тов, а также зависит от уровня квалификации, опыта, знаний.                                                        
Схема: по оси х - внимание к работе, у - внимание к человеку.














Модель выделяет 4 стадии зрелости подчиненных. 
M1 - люди не способны и не желают работать - низкая зрелость.
М2 - Люди не способны, но желают работать средняя.
М3 - люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель умеренная.
М4 - Люди способны и желают делать то, что предлагает лидер - высокая.
S1 - этот стиль называется «давать указания»? он уместен для подчиненных с низким уровнем зрелости (M1) Руководитель в большей степени ориентируется на задачу, в малой - на человеческие отношения. Подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им необх-мо руководство, контроль инструкции;
S2 - называется "Продажа или продавать", характерные для подчиненных со средним уровнем зрелости (М2), рук-ль поддерживает желание и энтузиазм работников выполнять задания под свою ответственность. Ориентируется в равной степени и на контроль и на задачу;
S3 - в этой ситуации уместен стиль демократичный - привлечь трудящего к участию в управлении (М3). Высокая степень ориентации на человека, низкая - на задачу;
S4 - характеризуется высокой степенью зрелости исполнителей, низким вниманием руководителя к работе и чел-ку. Подчиненные могут и хотят нести ответственность за результаты работы. Уместен стиль делегирования полномочии
Преимущество модели: Учитывает различные ситуации
Недостаток модели: Трудно оценить зрелость исполнителей. Всеобщего признания не получила



57 и 58 в одном билете) Сущность и основные элементы методологии планирования. Сущность и задачи планирования в условиях рыночной экономики


В условиях рыночной экономики планирование - это поиск и принятие оптимальных решений. Планир-ние указывает цель и направление: что нужно сделать, чтобы достичь ее.
Планирование состоит из 4 этапов:
1. разработка общих целей (для выработки стратегического развития предпр-ия).
2. разработка конкретных целей на заданный период (долгосрочный прогноз).
3. определение путей и средств для достижения поставленных целей.
4. контроль за достижением поставленных целей (сопоставление плановых показателей с фактич. данными).
ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ:
1. Выявление потребностей с целью их полного удовлетворе-ния при данных ресурсах.
2. Определение материальных, финансовых и трудовых ресурсов и их наиболее эффективное распределение и использование в соответствии с потребностями.
3. Изыскание путей достижения МАХ темпов экономичес-кого развития при оптимальном сочетании производства и потребления.
4. Достижения сбалансированности между отдельными частями экономики, поддержании пропорциональности экономического развития.
Рыночное планирование внутрифирменной деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Процесс планирования базируется на информации о прошлом, о настоящем и будущем. Процесс планир-ния характеризуется упреждением во времени выхода по отношению к входу, т.е. глубиной планирования. Чем > глубина планирования, тем должна быть > и глубина ретроспекции. Глубина планирования - отрезок времени м/у функционированием объекта в настоящем до момента времени в будущем.
Глубина ретроспекции - отрезок м/ду настоящим и горизонтом ретроспекции (самой дальней точкой в прошлом).
Виды планов:
1. Прогноз стратегического развития ,глубина планирования 5-10 лет.
2. Долгосрочное стратегическое планирование 5-10 лет.
3. Среднесрочное 2-3 года.
4. Тактическое краткосрочное планир-ние 1 год
5. Oпepaтивнoe календарное планирование от 1 часа до 1 месяца.
Методология планирования.
Она охватывает логику планирования, основные принципы и методы планирования.
А) Логика планирования - это упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с составлением планов всех уровней (главной задачей логики планир-ия является определение исходного пункта от которого начинается и которым подчиняется весь процесс составления планов):
1. Прогноз стратегического развития предприятия (10-15 лет)
2. Долгосрочное стратегическое планирование (глубина планирования 5-10 лет).
3. Среднесрочное, планир-ние (2-3 года)
4. Тактическое краткосрочное планир-ние от 1 часа до 1 месяца
Главная идея логики: Определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс планирования.
Основ, элементы логики планир-ния :
1. Формирование системы целей развития предпр-я в плановом периоде.
2. Анализ развития предприятия в базисном периоде и уточнение глубины ретроспекции (параметров развития)
3. определение наличных ресурсов
Б) Принципы планирования
Впервые общие принципы планирования были разработаны Анри Файолем
1. Непрерывность - на каждом предприятии процессы планирования, организации и управл-ния производ-вом, трудовая деятельность, являются взаимосвязанными м/у собой и данными осуществляется постоянно без остановок.
2. Научность планир-ния. При разработке планов нужно ориентироваться на научно и технически обоснованные нормы по всем видам ресурсов, а также на новейшие достижения науки и техники;
3. Принцип оптимальности - необходимость (выбора лучшего варианта на всех этапах планирования, из альтернативных.
В) Методы планирования
1. Балансовый
Базируется на системе балансов, которые позволяют дать конкретную количественную оценку важнейшим экономическим процессам на любом уровне развития.
2. Нормативно - расчетный
Базируется на системе норм прогрессивных научно и технически обоснованных норм и нормативов при этом за основу берутся нормы прямых затрат на единицу прод-ции и по средствам использования приемов матричной алгебры устанавливаются нормы полных затрат на единицу готовой прод-ции.
3. Планирование основанное на основе экономико-­математических моделей (ЭММ) и ЭВМ. При этом методе каждое экономическое явление представляется в виде ЭММ, которая представляет собой зависимость математическую отражающую элементы экономических явлений в виде упражнений или неравенств.




59) Приведите состав и взаимодействие разделов краткосрочного планирования.


В краткосрочном планировании технико - экономическое планирование деятельности  предприятия осуществляется на год. Основной задачей является полное удовлетворение всех потребностей рынка в выпускаемой предприятием продукции. В основе краткосрочного планирования - анализ развития рынка, прогнозирование спроса и плана по сбыту.
Взаимосвязь разделов краткосрочного плана представлены в виде схемы

















При прогнозировании спроса необходимо произвести анализ ретроспективы спроса (учет и анализ заказов), произвести тестированный отбор подходящих методов составления прогноза на основе данных ретроспективы спроса и типов товаров. На основе прогнозирования спроса составляться, план по маркетингу:
I этап - анализ текущей, ситуации на рынке,
II этап - постановка задач и учет ограничений,
III этап - выбор измеряемых целевых показателей (досрочные) и формирование рыночной стратегии и конкретных программ.
Проверить, обеспечат ли программы достижение целей.
Главная задача плана - правильное назначение цены, выбор каналов сбыта и организация рекламы.
Анализ ситуации на рынке.
1. Анализ внутрифирменной ситуации (анализ оборота продаж в натуральном выражении, стоимости оборота продаж; продажных цен(собственных и конкурентов); статистика данных по позициям; товары и группы товаров, торговые районы и районы - представители, группы покупателей, количество и частота заказов.
2. Анализ данных о рынке устанавливает соотношение между объемом продаж и действием рыночных факторов, возможность выделить 3 группы товаров:
- с растущим спросом;
- нейтральные товары,
- товары с падающим спросом.
3. Специальные исследования рынка проводятся для установления реального дня, предприятия плана по сбыту.
План по сбыту, план по производству, план по материально-техническому обеспечению, выполняется, по возможности, одновременно.
Разработка плана по сбыту предусматривает 2 этапа:
1. Установление потребностей в ресурсах, необходимых для выполнения плана по производству.
2. Разработка программы движения потоков товаров по всей сети от производственных подразделений до конкретных потребителей.
Предусматривает планирование в транспортных средствах и складских помещениях.
Qсбыта = Q(план выполн. заказа)+Qскл+Qон
План по сбыту продукции.
Qскл - изменение остатков готовой продукции на складе на начало и конец года.
Qон - планов выпуск товаров отгруженной, но не оплачены.
Разработка плана производства и реализации продукции выполняется на основе показателей: плана по сбыту и производственных мощностей ведущих агрегатов, цехов и предприятий в целом с учётом ввода нового оборудования и производственных мощностей, их замены и выбытия в планируемом периоде,
В плане предприятия показатель производства продукции выдвигается на первое место среди других показателей. Это связано с оценкой работы объединений и предприятий по поставкам продукции потребителям по установленной номенклатуре.



60) Экономическая целевая концепция и её назначение при составлении стратегического плана.


Важнейшей целью деятельности любого предприятия является разработка стратегии развития, которая направлена на достижение более высоких темпов развития.
Стратегический план включает в себя:
1) миссия и цели предприятия
2) анализ состояния и перспектив развития важнейшей среды по каждому СХП (стратегическому хозяйственному подразделению)
3) анализ состояния и прогноз развития конкуренции по каждому СХП.
4) анализ сильных и слабых сторон предприятия.
5) цели и стратегии отдельных подразделений.
6) общий целевой портфель предприятия.
7) планы мероприятий и бюджеты для различ. функциональных стратегий.
8) определение ресурсов, нужных для реализации стратегии предпр-я.
9) осн. этапы реализации стратегии во времени.
10) оценка вероятности реализации стратегии.
11) финансово - экономическая оценка стратегического плана.
3 группы целей:
1) Цели производительности:
- объём и структура производства.
- доля рынка
- складские и производственные мощности
2) Цели успеха:
- объём и структура оборота (реализации)
- прибыль
- снижение с/с
3) Финансовые цели:
- обеспечение платежеспособности
- объём и структура заёмных средств обеспечивающие ликвидность
- объём и структура инвестиций
- резервирование прибыли
Цели фирмы:
1. Стратегические:
- 10% возвращение инвестиций (из прибыли после уплаты налогов)
2. Низшие цели (конкретизированные)
- рост объёма продаж на 900 млн. руб. 325 лет.
- рост валовой прибыли на 50 млн. руб. 325 лет.
3. Цели области деятельности:
а) расширение доли рынка .
- усиление рекламы
- освоение новых рынков
- выпуск новой продукции
б) снижение издержек пр-ва
- уменьшение складских запасов
- уменьшение отходов пр-ва ;
- продажа нерентабельного имущества
4. Рост производственной мощности.
5. Создание новых производств с полной загрузкой и максимальное использование людских рес-сов
5. Строительство новых, расшир-е и реконструкция действующих произ-в. Улучшение и рационализация груда и производства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий