6-10 ответы

6) Управление микроэкономического равновесия в результате взаимодействия спроса и предложения


Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар по
определенной цене в определенном месте и в определенное время.
Эту зависимость отображает закон спроса:
Если на рынок поступает большее кол-во товара, то при прочих равных условиях он может быть реализован но более низкой
цеве.
Своеобразие закона спроса в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара.
- чем выше цена, тем меньшее количество товара будет куплено и наоборот, чем меньше цена, тем большее кол-во товаров будет продано.












Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые производитель готов предложить на рынке по определенной цене и в определенное время.
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товара, предлагаемых фирмами к продаже на рынке.

- чем выше цена, тем при прочих равных условиях выше размер предложения на рынке данного товара.












Если наложить друг на друга два графика (спрос и предложение одного и того же товара), то получится график одновременного поведения спроса и предложения














Е - точка равновесия.
При этом действует следующие законы ценообразования:
1. Цена стремится к такому уровню при котором спрос = предложению Pд=Рs Qд
2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет.










3. Если под воздействием неценовых факторов сокращается спрос при неизменном предложении или увеличится предложение при неизменном спросе,то цена упадет










ГРАФИК РАВНОВЕСИЯ
















Р1 — "цена пола" -это искусственно завышенная цена
Р2 - цена потолка - искуст. заниженная цена
Виды равновесия: частичное, общее, локальное, глобальное, статическое, динамическое, единичное, множественное
Равновесие м.б. устойчивым и неустойчи­вым.
Равновесие является устойчивым, если отклонение цен спроса от цен постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене.,
Если отклонения не погашаются - неустойчивое.
Если равновесие достигает только определенных приделов колебаний цены - локальная устойчивость.,
Если равновесие достигается при любых отклонениях цен от равновесной цены- равновесие глобальное.


7) Теория потребительского выбора


Потребитель на рынке покупает товар ради его потребит. ценности, потому что данный товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребности.Потребитель на рынке ведет себя рационально: он хочет получить максим. полезность при ограниченности ресурсов.
Нужно различать общую полезность и предельную полезность.
Существует 
1. Теория предельной полезности (количеств. подход).ед. изм.-«ютиль».
Полезность - удовлетворение получаемое человеком от потребления блага.
Общая полезность - это полезность получаемая от всего набора потребляемого блага данного вида.
Предельная полезность - полезность приносимая каждой доп. единицей блага данного вида. MV - TVx/Qx -
MV -маржинальная величина (добавочные величины).Предельная полезность может быть отрицательной величиной
Закон убывающей предельной полезности 
(1 Закон .Г.Госсен): ростом потребления какого-либо блага при фиксированном объеме потребления всех остальных благ общая полезность возрастает убывающими темпами, а предельная полезность постоянно снижается.
Правило максимизации полезности
(2 Закон Госсена).: Полезность потребителя будет макс.,если его доход распределяется таким образом, что каждая единица денег, потраченная на приобретение каждого из товаров принесет ему одинаковую величину добавочного удовлетворения.
MVa/Ра =MVв/Рв=....=MVn/Рn
Отношение пред. полез. товара к цене товара должны быть + во всем наборе потребляемых благ, тогда потребители будут удовлетворены.
Кривая безразличия и бюджетная линия (порядковый или сравнительный подход к определению полезности)
Кривая безразличия - это линия. каждая точка которой представляет собой наборы 2 благ равноудаленных между собой с точки зрения потребителя, тк. обладают одинаковой величиной полезности











Свойства кривых безразличия

1. Отрицательный наклон.
2. Кривая,которая может правее или выше какой-либо др. кривой содержит более предпочтительные наборы благ.
3. Кривые безразличия не пересекаются.
4. Наклон крив. безр. показывает отриц. предпочтения потребителя к товарам, входящим в набор и назыв-ся предельной нормой замещения (MRS) -это количество товара "А" от которого потребителю следует отказаться при увеличении потребления товара "В" на единицу, для сохранения заданной величины полезности.
MRS = -А/В
Бюджетная линия - линия-которая показывает различные комбинации 2-х товаров, которые потребитель может купить при данных ценах и данной величине дохода










Свойства бюджетной линии.
1. Линия меняет положение в зависимости от изменения дохода.
2. Линия меняет свой наклон при измен. цен товаров.















N - точка потребительского равновесия.
MVa/Ра = MVa/Рв
Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода - снижение цен на товар увеличивает реальный доход потребителя, позволяя ему тем самым потребление данного товара.
Эффект замещения - снижение цены товара означает, что он стал дешевым по отношению ко всем др.товарам и потребитель стремится приобрести его в большем количестве, замещая им те товары, которые стали относительно дороже.
Исключение из Закона спроса.
1.Эффект Гиффена (для товара низшего качеств)
2.Эффект «сноба»- перестают приобретать товар.
3.Эффект Веблена - для престижных , дорогих товаров.


8) Выручка, издержки и прибыль предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах


В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов.
Затраты по производству продукции зависят не только от количества используемых ресурсов, но и цен на эти ресурсы.
Издержки - это все платежи, которые должна сделать фирма для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в рамках данного производства.
Внешние или явные издержки — это плата за ресурсы поставщикам , которые не принадлежат к числу владельцев данной фирмы.Эти издержки равны бухгал. издержкам (расходы на оборудование, сырье, энергию, заработную плату и др.)
Внутренние или неявные - это издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы. (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, и т.п.)
В бухг. отчетности такие издержки не учитываются, но иx необходимо учитывать при принятии экон. решений.
В эконом. издержки должна включаться и нормальная прибыль, как мин. доход предпринимателя.
Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой предприятия и внешними издержками.
Экэномнческяя прибыль - это разница между общей выручкой и всей совокупностью издержек.
Экон. прибыль =TR- внут. изд.- внешние издерж.
Издержки подразделяются на постоянные и переменные.
Постоянные издержки - это издержки величина которых не меняется при изменении объема выпуска продукции. (FC)
Переменные издержки - это издержки величина которых изменяется при изменении объема производства. (VC)
Сумма постоянных и переменных вздержек называется общими издержками. TС=FC+VC
Средние постоянные издержки: показывают какая доля постоянных издержек приходиться на единицу выпускаемой продукции AFС=FC/Q
Средние переменные издержки - это доля переменных издержек на единицу выпускаемой продукции AVС=VC/Q
Средние общие издержки АТС=TC/Q или ATС=AFC+AVC
Предельные издержки показывают как изменяется общие издержки при изменении объема выпускаемой продукции на единицу.
МС=ТС/Q
Издержки в краткосрочном периоде - в этом периода величина издержек изменяется в зависимости от характера отдачи перемен­ного фактора. Убывая при росте производи­тельности фактора и увеличиваясь при ее снижении
Зависимость между издержками:
1. При значении предельных издержек ниже средних переменных, средние переменные и средние общие издержки снижаются. Если предель­ные издержки выше средних переменных, средние переменные и общие растут.
2. Средние постоянные издержки снижаются с ростом выпуска продукции.
3. В точке пересечения кривых средних переменных издержек и средних общих, значение средних переменных и средних общих являются минимальными
В краткосрочном периоде средние и предель­ные издержки изменяются под воздействием закона убывающей отдачи (закон предельной производительности факторов производства)
- по мере увеличения применяемого фактора при фиксации остальных факторов достига­ется точка, с которой использование допол­нительных единиц фактора ведет к снижению прироста продукции.
















Издержки в долгосрочном периоде - пока­зывают свои миним. значения для каждого данного объема производства, когда все факторы можно изменить.  (все вздержки являются временными). Издержки показывают свои мин.значения для каждого объема производства, когда все факторы можно изменить











В этот период сред, издержки изменяются в зависимости от характера эффекта масштаба, а их мин. показывает оптимальный размер
производства.
Доход (выручка)- количество денежных средств, благ или услуг-труда, земли и капитала, полученных частным лицом, корпорацией или экон. страной за определенный период времени (обычно год)
Виды доходов:
1. Общий доход TR=Q * Р -(колич * цена)
2. средний доход AR=TR/Q =Р3.
Предельный доход MR=TR/Q=Р (доход от реализации доп .единицы).


9) Оптимизация объема производства в условиях совершенной конкуренции.


Фирма совершенный конкурент - это фирма которая принимает цену на свою продукцию как данную независящую от продаваемого объема продукции
Положительные стороны конкуренции:
1. Оптимальное размещение ресурсов
2. Оптимальные затраты
3. Оптимальное ценообразование равновесная цена устанавливается на уровне, который определяется с одной стороны предельной полезностью дополн. единицы продукции для потребителей, с др. стороны издержками допол. единицы продукции производителя.

Отрицательные стороны совершенной конкуренции
1. Она создает для фирм равенство возможностей но не гарантирует равенство дополнительных результатов
2. не в полной мере учитывает потребит. предпочтения
3. не всегда может обеспечить концентрацию ресурсов необходимых для развития капиталоемких и наукоемких отраслей. Спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичный имеет форму горизон. прямой.
Фирмы, производящих один и тот же товар, образуют отрасль.
Все фирмы в отрасли влияют на общий объем предложений и рыночную цену. Поэтому величина спроса различна при разных уровнях цен.
Общий доход фирмы прямопропорционален количеству проданного товара
Средний доход, а также предельный доход = цене товара.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде - ситуация, когда фирма максимизирует прибыль. Фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Максимизация прибыли (минимизация убытков) конкурент, предприятия когда (TR-TC)-макс., возможна при TR>TC где TR=Q*Р, TС=Q*АС. Минимизация убытков, когда (TC-TR)-ман., осуществляется при TR<ТС. Виды поведения зависят от сложившейся на рынке цены продукции. Равновесию фирмы соответствует оптим. объем производства, определяющийся 2 способами;
1-сопоставлен. дохода и общ. издержек;
2-пред. дохода и предельн. издержек
Различают 4 типа фирм:
1. Допредельная фирма с нормальной прибылью (нулевой экономической прибылью).
Общий доход TR=общим издержкам ТС, TR=ТС цена равна минимальным средним издержкам












2. Допредельная фирма со сверхприбылью (положительной экономической прибылью)
Общий доход TR>общих издержек ТС,
TR- ТС —> max, Р > АТС min







Общая выручка (TR) в условиях соверш. конкуренции прямо пропорциональна объему реализации продукции. Точка А. В указывают на достижение крит. объемов производства, когда ТR=ТС.

3. Предельная фирма, общий доход TR< общих издержек ТС,(TR- ТС)-»min Р Цена=AVC min (минимальные переменные средние издержки) < АТС min минимальные средние издержки












4. Запредельная фирма, общий доход TR<общих издержек ТС,(TR- ТС)-min Р(Цеyа) < AVC min (минимальные переменные средние издержки)<АТС min минимальные средние издержки. Предприятию следует прекратить производство








Пред-е. у которого Р<АТС min. должно пытаться минимин. убытки или принять решение о прекращении производства. При этом Р = AVC min. (предельная ситуация, при Р > AVC min. предприят. следует продолжить произ-во; при Р < AVC min - прекратить.
Условия равновесия конкурентного предприятия в долгосрочном периоде Кривая долгосрочных издержек (LAC) представляет собой цепь последовательно соединенных между собой кривых краткосрочных средних издержек (АТС 1, АТС2, АТСЗ)
Условия равновесия конкурентного предприятия в долгосрочном периоде: МR(предельный доход)=Р(цена)=МС(предельные издержки)=АТС(средние издержки) min = LAC min.
Равенство показателей означает:
MR(npeдельный доход)=МС(предельные издержки) выполняется условие краткосрочного равновесия; Р(цена)=МС(предельные издержки) ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей; АТС(средние издержки) min = LAC min. - предприятие имеет оптимальные размеры; Р = АТС(средние издержки) min предприятие получает нулевую экономическую прибыль, сверхприбыль не образуется, а потому не существует предприятий, желающих покинуть отрасль или войти в нее.









Эффект масштаба:
Оптимальным объемом производства конкурентного предприятия в долгосрочном периоде является Q2, когда LAC min Форма кривой LAC объясняется действием положительного эффекта масштаба ( когда LAC уменьшаются при увеличении Q за счет специализации производства, повышения производительности труда) и отрицательного эффекта масштаба(когда LAC возрастают при увеличении Q по причине снижения качества управления)


10) Определение объема производства и цены в условиях несовершенной конкуренции


Чистая монополия становится когда производитель продукта единственный,  нет заменителей.
Виды монополии в зависимости от типа ограничения доступа на рынок ; закрытые, естественные, открытые.
В зависимости от природы возникновения - факторные,технические, организационные.
Спрос на продукцию фирмы  монополиста - это одновременно отраслевой спрос, кривая спроса имеет отриц. наклон. Чистый монополист может увеличивать свои продажи, снижая дену, т. к. пред. доход фирмы становится меньше, чем цена для каждого выпуска продукции, кроме первого. Монополист одновременно выбирает и цену и объем производства. Монополист при выборе цены и объема производства будет учитывать степень эластичности спроса на свою продукцию. И тот монополист, который стремится максимизировать прибыль будет производить такое количество продукции и по такой цене, который соответствует более эластичному участку кривой спроса.
Фирма в условиях монополии может работать с прибылью или с убытком. Монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор. пока ее реализация обеспечивает большой прирост дохода, чем издержек. Условие равновесия фирмы МС = MR (равенство предельных издержек = предельному доходу)
Если фирма получает убытки, она будет функционировать до тех пор. пока убыток не привысит постоянные издержки
Ценовая Дискриминация — продажа по более чем одной цене,когда ценовые различия не оправдываются в различиях в издержках.
Цен. дискр. возможна при условиях:
1. продавец д. б. монополистом
2. потребители, купившие дешевле товар, не могут продать его дороже.,
3. потребителей возможно разделить на группы. спрос которых будет отличаться по степени эластичности.
Виды цен дискриминации:
-по предпочтениям потребителей
-по качеству продукции
-по объему потребления
-по времени
-по доходам
Для определения монопольной власти используется индекс Лернера :
L=(Р-МС)/Р, чем больше разрыв между ценой и предельными затратами, тем больше степень монопольной власти.

Фирма в условиях монополистической конкуренции
Спрос на продукцию эластичен,чем при чистой монополии. Степень эластичности зависит от количества продавцов и уровня дифференциации продукта.
Фирма в краткосрочном периоде будет. максимал. прибыль миним.
убытки также как чистый монополист MR=MC при этом цена установится выше мин. Значение средних общих издержек и выше предельных издержек
Р>ATC P>MC
Если фирма работает с убытками-она будет функционировать до тех пор, пока они меньше постоянных издержек.
Если фирма получает экон. прибыль - то это побуждает новые фирмы вступать в отраслъ, если терпит убытки -вызывает отток из отрасли поэтому устанавливается равновесие при объеме производства пред.
доходу и цене, которые покрывают ср. издержки производства MC=MR;  Р=АС

Поведение предприятия в условиях олигополии
Олигополия — это тип рынка, несовершенной конкуренции, характеризующийся наличием нескольких производителей продукции. Олигополист обладает определенной властью над ценой, но его власть ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Если рынок поделен между 2-мя производителями, то такой тип называется дуополией. Ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью, которая проявляется в условиях обострения конкурентной борьбы и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. В зависимости от формы поведения предприятий в условиях олигополистических структур выделяют 2 типа олигополии
1. Некооперативная, когда каждый олигополист самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции;
2. Кооперативная когда все олигополисты осуществляют политику в области цены и объема выпуска продукции по взаимной договоренности.
Модели ценового поведения олигополистов:
1. некооперативная олигополия
1.1. количественная олигополия (модель Курно). В своей модели А. Курно рассматривал рынок однородного продукта с двумя продавцами, т.е. ситуации дуополии. Он исходил из того, что при однородной олигополии оба продавца должны устанавливать объемы производства продукции, цена которой формируется на рынке. В моделе Курно приспособление выпуска неожиданным изменениям в рыночном спросе (благодаря чему другие продавцы не производят свой ожидаемый выпуск) определяет функцию реакции каждого продавца.
Функция реакции Курно — это кривая, показывающая, какой объем продукции будет поставлять на рынок один дуополист при каждом заданном объеме продукции, поставляемом другим дуополистом.
1.2. Ценовая олигополия. Модель Бертрана. Бертран выступил с критикой модели дуополии Курно, заявив, что не выпуск, а цена является главной стратегической переменной предприятия- олигополиста. Каждая фирма устанавливает свою цену, исходя из предположения, что цена у соперника остается фиксированной.
Функция реакции Бертрана — кривая, показывающая по какой цене продукт будет поставляться на рынок одним дуополистом при каждой заданной цене продукции, поставляемой другим дуополистом.
2. Кооператив олигополия
(сговор)
2.1 Картель - группа олигополистов, договаривающихся об определенных принципах установления цен и распределения долей рынка, исходя из его георгафических или каких-либо иных характеристик.
2.2. Ценовое лидерство - рыночная ситуация, при которой один из олигополистов получает признанный другими статус ценового лидера; он регулирует цену продукции повышает или понижает ее, а все остальные олигополисты образуют его конкурентное окружение (являются ценополучателями)
3. Модель ломанной кривой спроса олигополистов
В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента. Существует 2 основные линии поведения участников рынка на изменение цен предприятием - олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цен предприятием -олигополистом конкуренты могут оставить без внимания его действия и сохранить прежний объем выпуска. Это приведет при снижении цены на продукцию предприятия - олигополиста к существенному увеличению объема продаж, а при ее повышении - к резкому уменьшению объема продаж. Во втором случае конкуренты могут последовать за предприятием - олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразиться на объеме спроса на продукцию предприятия - олигополиста: при повышении цены его рынок лишь немного сократится, а при понижении — слегка увеличится. Все это влияет на форму кривой спроса на продукцию предприятия-олигополиста, которая учитывает оба варианта реакции конкурентов на отклонение от текущей цены: на отрезке D2Bт кон-куренты не отреагируют на повышение цены, на отрезке BD1 конкуренты отреагируют на понижение цены, боясь потерять свои рыночные доли.
4. Ценообразование 
"издержки плюс" - эмпирический метод установления цен, путем прибавления к затратам предприятия определенного процента прибыли (наценки). Поскольку прибыль прибавляется, как правило, к средним затратам, этот метод называют ценообразованием по средним затратам. Предприятия стараются варьировать величиной ценовой наценки(прибыли). В частности известны 2 основных типа политики предприятия в отношении новых товаров:
1. стратегия снятия сливок (цены устанавливаются «под завязку», так, чтобы обеспечить предприятию монопольную прибыль на стадии ввода нового продукта на рынок)
2. стратегия проникноваения на рынок (цены устанавливаются с минимально возможным размером прибыли с тем, чтобы обеспечить продвижение товара на рынок)

Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция - это тип несовершенной конкуренции, который характеризуется наличием множества конкурентов, производящих дифференцированную продукцию. Власть монополистических конкурентов над ценой весьма ограничена. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Монополизм здесь основан на дифференциации продукции, посредством которой монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, он не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузился, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию данного производителя. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Это приводит к меньшим потерям в ренте потребителя и меньшим чистым потерям общества.

Влияние монополизма (несовершенной конкуренции) на интересы общества
Рыночной экономики свойственна монополизация рынков.Совершенная конкуренция будучи предоставленной самой себе, превращается в несовершенную конкуренцию. Проблема монополизма (несовершенной конкуренции) сводится к вопросу о степени власти над ценой. Власть над ценой- это очень тонкий инструмент в руках монополии (несовершенного конкурента). Если власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции в следствии экономии на  масштабах производства, развитием НТП, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, то, очевидно несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш. Однако, превышение некоего уровня контроля над ценой может привести к разрушению и уничтожению богатства общества. Среда возможных отрицательных последствий избыточного монополизма можно выделить следующие:
1. установление завышенной цены на продукцию.
2. создание ситуации искусственного дефицита товаров и услуг.
3. нерациональное использование ресурсов
4. торможение НТП.
5. рост издержек производства.
6. несение потерь потребительского излишка или его части в итоге несение потерь всем обществом.
факторы противодействующие монополии рынка.
Экономические (свойственные самому рынку)
1. появление близких товаров -заменителей
2. частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТП
3. интернационализация рынков.
Администр. факторы применяемые правителством стран
1. антимонопольные законы
2. принудительная антимонополизация, содействие развитию конкуренции
3. налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.
При осуществлении государством антимонопольной политики следует придерживаться принципа разумности, что трудно достижимо по причине сложности практического воплощения в жизнь антимонопольного законодательства: с одной стороны - опасность разрушительного монополизма, с другой стороны опасность ограничения конкуренции. Любое вмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождается ограничением конкурентных преимуществ

Комментариев нет:

Отправить комментарий