71-75 ответы

71) Анализ объемов производства и реализации продукции. Факторная модель.


Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат — увеличение прибыли предприятия.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
проверка сбалансированности и оптимальности бизнес- планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Объектами данного направления анализа являются:
объем производства и реализации продукции;
ассортимент и структура продукции;
качество продукции;
ритмичность продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства:
недостатки в организации производства и труда;
нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
брак продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализация продукции являются унифицированная статистическая форма отчетности №1-П, форма №1-П (квартальная). Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, форма №2 Отчет о прибылях и убытках, ведомость №16 Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация, бизнес-план, оперативные планы-графики. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей производственной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отчисляется от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
При анализе объема производства используют и натуральные показатели, главным образом при анализе производства отдельных видов однородной продукции. Если продукция неоднородна используются условно-натуральные показатели, получаемые путем пересчета всех видов продукции на какой-либо один, принятый за эталон.
При оперативном анализе объема производства и реализации используются обычно натуральные показатели, исследуемые графическими методами.
При ретроспективном анализе любого показателя необходимо исследование его динамики, структурных изменений, влияния основных факторов. Динамика исследуется путем вычисления темпов роста и прироста. Структурные изменения изучаются путем сравнения базисной и фактической структуры анализируемого показателя при соблюдении условий сопоставимости. Факторный анализ производится классическими либо экономико-математическими методами. Оперативный и ретроспективный (взгляд в прочное) анализ объема и ассортимента продукции, как правило, исследует выполнение плана по данным показателя.
Анализ выполнения плана производства и его динамики в конечном счете сводится к анализу товарной продукции.
На изменение ТП наибольшее влияние оказывает:
1. Выпуск в натуральном выражении (физический объем)
2. Цена выпускаемой продукции
3. Структура выпускаемой продукции
ТП = В*Ц = ЕВобщ.*di*Цi
ТП - товарная продукция в стоимостном выражении;                
В - выпуск продукции в натуральном выражении                    
Ц - цена данного вида продукции                                
di - доля i-ro вида продукции                                  
Ц1 - цена i-ro вида продукции
ТП = В1общ * d1i * Ц1i - B0общ * d0i * Ц0i = ТПв + ТПdi + ТПц
После проведения анализа в стоимостном выражении мы видим, что произошел рост каждого вида продукции в отличие от базового, в том числе за счет изменения:
- выпуска товарной продукции в натуральном выражении
ТПв = В1общ * d0i * Ц0i - B0общ *  d0i * Ц0i
- структуры выпускаемой продукции
ТПdi = В1общ * d1i * Ц0i - В1общ * d0i * Ц0i
- цены выпускаемой продукции
ТПц = В1общ * d1i * Ц1i - В1общ * d1i * Ц0i
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду, бывает полный, групповой и внутригрупповой.
Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) — это номенклатура.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции может производиться следующими способами:
1) по способу наименьшего процента;
2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;
3) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
— по способу среднего процента по формуле







ВПА - выполнение плана по ассортименту, %;

BПN - сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. руб.;
ВПо - плановый выпуск продукции, тыс. руб.
Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции Запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Увеличение или уменьшение , объема производства (реализации) по одним видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При увеличении удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.
Для анализа структуры производства продукции используется следующая аналитическая таблица:










Чтобы иметь высокую эффективность хозяйствования, предприятие должно производить продукцию, пользующуюся спросом. Анализ спроса на продукцию проводится методами маркетингового анализа по данным сбыта и завершается прогнозом спроса, определяющим ранг каждого продукта.
Продукция, спрос на которую возрастет, получает наивысший ранг; затем следует продукция, спрос на которую не изменится; продукция, спрос на которую упадет, и продукция, на которую нет спроса в настоящее время. Продукты с высоким рангом остаются в ассортименте предприятия, а продукция низкого ранга либо выводится из производства, либо для ее реализации подыскиваются новые рынки, либо модернизируется, если это экономически целесообразно.
Ранг продукции во многом определяется стадией ее жизненного цикла (появление на рынке, рост, зрелость, насыщение, спад). Методами маркетингового анализа для каждого продукта определяется фаза его жизненного цикла. Маркетинговые исследования могут проводиться как сложный математический многовариантный анализ, так и с помощью простых методов, содержащих лишь статистические экономические показатели либо данные последовательно проводимых опросов избранных групп потребителей. Немаловажное значение имеют и личные деловые контакты с представителями фирм-потребителей, а в случае новых товаров - пробные продажи.
Основой коммерческой операции предприятия является реализация продукции. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность. Факторный анализ объема реализации может быть осуществлен с помощью следующей таблицы:



















Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, можно потерять рынки сбыта продукции. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции.
Конкурентоспособность продукции - понятие многофакторное и во многом определяется ее качеством.
Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские качества изделия, уровень его  стандартизации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. Это:
1) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
2) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции,
3) удельный вес продукции высшей категории качества,
4) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам,
5) удельный вес экспортируемой продукции, в т. ч. в высокоразвитые страны.
Наряду с указанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности.
Показатели сортности рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества являются коэффициент сортности (Кс) и выражающая его средняя цена изделия (Z). Средний сорт и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной.
При оценке выполнения плана но коэффициенту сортности фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, при изучении динамики качества — с данными прошлого года.
Коэффициент сортности можно определить как отношение стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту.










Индивидуальные (единичные) качества продукции характеризуют одно из ее свойств:полезность, надежность, технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений, эстетичность изделий.
Косвенные показатели - штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

При анализе качества изучается динамика этих показателей, определяется выполнение плана по бальности или сортности продукции, определяется влияние качества продукции на выпуск товарной продукции, выручку от реализации, прибыль.
При анализе качества изучаем выполнение плана по бальности или сорт продукции на выпуск товарной продукции, выручку от реализации, прибыль.
Анализ продукции предприятия заключается выявлением ключевых факторов повышения ее конкурентоспособности и увеличения объемов выпуска, а также областей отставания по сравнению с конкурентами.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Основным условием своевременного выпуска и реализации продукции является ритмичность. Неритмичность работы приводит к снижению качества продукции; увеличению объема незавершенного производства и сверхплановым остаткам готовой продукции на складах и, как следствие, к замедлению оборачиваемости капитала, невыполнению поставок по договорам, что приводит к повышению себестоимости, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия.
Это важный показатель, характеризующий уровень организации производства, равномерность выпуска продукции.
В основных цехах предприятия ритмичность выпуска продукции во многом зависит от исправности оборудования и от своевременного обеспечения рабочих мест, сырьем, материалами, инструментами, электроэнергией.
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и платит штрафы за несвоевременную отгрузку, несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока, перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, чтоб в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы.
Все это приводит, к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия, для оценки ритмичности работы используются: прямые показатели и косвенные показатели.
Прямые показатели — это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели ритмичности - это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную оплату продукции и др.
Один из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности — определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не выше базового уровня.
Кр =(1-Кв)*100
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.
Коэффициент вариации в отличии от других способов анализа ритмичности учитывает не только отрицательное отклонение от плана, но и положительное.
Причины аритмичности — трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.



72) Анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов (анализ фондоотдачи)


Основные фонды - это совокупность ср-в труда, кот. долгое время используются в производстве и постепенно изнашиваются, но при этом не изменяют свою первоначальную форму и переносят свою ст-ть по частям на новый продукт.
Целью анализа является оценка достатка у предприятия осн. фондов, их наличия, динамики, структуры, технического состояния, а также эффективности использования.
Эффективность использования осн. фондов может оцениваться в натуральных и стоимостных показателях.
К обобщающим показателям использования осн.фондов относятся:
1. Фондоотдача - отношение произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов. Характеризуется выпуском продукции на 1 рубль стоимости основных фондов.
Фо = Qвыр. / ОФс.г. , где
Qвыр. - объем реализованной продукции (выручка)
ОФс.г. - среднегодовая стоимость основных фондов
Ед. измер руб/руб, нат.ед./руб
2. Фондоемкость - показатель обратный фондоотдаче и характеризует ст-ть осн. фондов на 1 рубль выпускаемой продукции.
ФЕ = ОФс.г. / Qвыр.
3. Фондовооруженность характеризует ст-ть основных фондов на единицу численности промышленно-производственного персонала
Фв = ОФ с.г. / Ч п.п п.,
4. Фондорента6ельность - отношение прибыли от основной деят-ти к среднегодовой ст-ти основных фондов. Характеризует степень прибыли на 1 рубль стоимости основных фондов.
Rоф = П/ОФс.г. Руб/руб
Среди стоимостных показателей важным является фондоотдача. Фондоотдача показывает сколько рублей выручки приходится на 1 рубль основных фондов.
Наиболее простой для анализа является двухфакторная модель вида фондоотдачи:
ФО = Qвыр/ОФ = ФОа/ОФ*ОФ/ОФа = Уда*ФОа Где:
Qвыр - объем реализованной продукции (выручка),
ОФ - ст-ть осн. фондов;
ФОа - фондоотдача активной части
Уда - удельный вес активной части в стоимости основных фондов.
ОФа - фондоотдача активной части основных фондов.
Используя метод абсолютных разниц можно оценить влияние на фондоотдачу удельного веса активной части осн. фондов в общей стоимости:
ФО=Уда * ФОа И влияние изменения фондоотдачи активной части основных фондов в целом на фондоотдачу
ФО = Уда фактич. * ФОа


73) Анализ обеспеченности и эффективность использования трудовых ресурсов.


К трудовым ресурсам относится та часть населения, кот. обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Нужное обеспечение трудовыми pecурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увелич-я объемов продаж и повыш-я эффективности пр-ва. Oт обеспеченности предприятия трудовыми pec-ми и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ.
Задачами анализа является:
1. объективная оценка использования трудовых ресурсов (т.е. раб.силы, раб.времени, производительности труда)
2. определение факторов и влияние их изменений на изменение производительности труда
3. изыскание путей устранения факторов отрицательно влияющих на производительность труда.
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами:
В процессе анализа выявляется :
- на сколько предприятие обеспечено трудовыми ресурсами;
- какие изменения произошли в структуре трудовых ресурсов;
- выявляются причины этих изменений
- какие изменения произошли в профессиональном уровне работников
- какое движение раб. силы по предприятию и изучаются причины этого движения в случае неблагоприятных рез-ов анализа.
В процессе анализа выявляется структура работающих, а также абсолютное и относит-ое изменение численности работающих:
1. абсолютное изменение численности
Nабс = Nфакт- Nпл, где
Nфакт - фактическое изменение численности,
Nпл - плановое изменение численности.
2. относительное изменение численности связано с производительностью труда.
Nотн = Nфакт- Nnpч, где
Nnp ч - приведенная численность
Nnp ч = Nпл *Уа, где
Уа - индекс изменения объемов произв-ва
- относительное изменение численности в рез-те изменения объема производства:
NQ = Nпл. (Уа-1)
- по предприятию в целом:
Nотн = ЕNiотн + ЕNстр, где
Nстр - отклонение числ-ти от влияния структурных измен.
Nстр = Niпл. (iа-Уа), где
Niпл - план, численность по i-тому цеху
iа - индекс выполнения плана произв-а по i-тому участку, цеху, службе
Уа - индекс по предприятию в целом.
В процессе анализа использования рабочего времени нужно дать общее заключение выполнения плана по производ-ти труда по предприятию и по каждому производ-му участку. Также необходимо иметь в виду, что по рабочим определяется:
- среднемесячная производительность труда
- производительность труда за смену.
- определяется выработка на 1 работающего .
Среднемесячная производительность труда
Пср.м. = ЕQi/Nn, где Qi - объем выпуска продукции за i - тый месяц
n - число месяцев в анализируемом периоде.
N - среднесп. числ. работающих в анализируемом периоде.
Производительность сменная:
Псм. = Eqi/ EМмi, где
Qi - выпуск продукции за i - тый день
Mmi - числ работающих в i - тый день вышедших на работу
Выработка продукции на 1 работника промышленно-производственного персонала.
Пппп = ETi / Nспис, где Ti - объем товарной продукции, руб
N спис - средне-списочная численность работников промышленно-производственного персонала в анализируемом периоде.


74) Анализ эффективности использования материальных ресурсов предприятия


Задачи анализа:
1. Оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения а также влияние на объем произв-ва продукции, себест-ти и других показателей
2. Оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов.
3. Анализ обоснования норм расхода и оптимальной потребности материальных ресурсов. Оценка эффективного использования материальных ресурсов осущ-ся с помощью системы обобщающих и частных показателей.
Обобщающие показатели позволяют получить представление об уровне эффективности испол-я матер-ых ресурсов и резервов его повышения:
1) Материалоотдача = Ст-ть произведенной продукции / Сумма материальных затрат.
Этот показатель показывает сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных ресурсов.
2) Материалоемкость продукции = Сумма материальных затрат к ст-ти произведенной продукции. Этот показатель показывает сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на пр-во единицы продукции.
3) Удельный вес материальных затрат в себест-ти продукции = Сумма материальных затрат / Полная себест-ть произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменения материалоемкости продукции.
4) Коэф-т материальных затрат = Фактическая сумма материальных затрат к плановой пересчитанной / Фактический объем, выпущенной продукции.
Показывает на сколько экономично используются матер-ы. Если коэффициент > 1, то это говорит о перерасходе матер-х ресурсов, а если < 1 то об экономном использовании.
Частные показатели применяются для характеристики эффект-ти использования отдельных видов материальных ресурсов, а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных  изделий (сырьёемкость, металлоемкость, топливоемкость и т.д.).
Удельная материалоемкость м.б. исчислена как в стоимостном выражении, так и в натуральном или в условно-натуральном выражении. В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, Hoрмы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.



75) Анализ себестоимости продукции.


Себестоимость продукции - обобщающий показ-ль производственной деят-ти предприятия который зависит от объема выпускаемой продукции потребляемых ресурсов и эффективности использования.
Направления ан-за себестоимости продукции:
1. Анализ полной себестоимости в целом по элементам затрат
2. Анализ уровня затрат на 1 руб выпущенной продукции
3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
4. Анализ отдельных статей затрат.
При анализе себест. продукции выявляются причины полученной экономии и допущенного перерасхода в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости:
- снижение норм расхода сырья и материалов
- экономия в результате замены одних вид сырья другими, более прогрессивными
- сокращение потерь от брака
- наиболее полное использование в процессе производства вторичных ресурсов и попутных продуктов
- повышение производительности труда
- оптимизация расходов по заработной плате
- повышение качества продукции и т.д.
Очень важное значение в управлении затратами явл. деление на постоянные и переменные затраты.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на произв-во и реализацию продукции (прямая зарплата, расход сырья и т.д.)
Постоянные затраты не зависят от динамики объема проив-ва и продажи продукции (амортизация, арендная плата и т.д.)
Важный показатель с\с продукции это затраты на 1 руб. прод-ции потому, что он универсальный и определяется как отношение общей суммы затрат на произв-во и реализацию продукции к с\с-ти произведенной продукции. При анализе с\с необходимо определить влияние фактора удельных затратна 1 руб прод-ии:
УЗ - 3общ / ВП, где
УЗ - уровень затрат.
3общ - затраты общие.
ВП - объем выпуска.
Влияние факторов рассчитывается способом цепной подстановки
1. Определяется уровень затрат на 1 руб. по плану:
УЗпл = ЕQо * Со / ЕQо * Р о, где
Qо-план выпуска
Со- планир. с\с 1 ед. продукции
Ро - выпуск по плану
2. Определяется уровень затрат в плановых ценах пересчитанный на факт объем выпуска и структуру.
УЗ пл = ЕQ1 * Со/ЕQ1 * Ро
3. Определяется уровень затрат фактический при плановых ценах на ресурсы.
4. Определяется уровень затрат в сопоставимых ценах на прод-ю.
5. Определяется уровень затрат фактический.

Комментариев нет:

Отправить комментарий